Понятие техники и ее роль в истории философии. Философия техники и ее проблемы. Технофобия и техн

В основе этих оценок лежат определенные философско-мировоззренческие ориентации и установки. Здесь можно выделить прежде всего две метафизические, противоположные позиции — техницизм и антитехницизм, основывающиеся на технологическом детерминизме, с его представлениями об автономности технической рациональности, об определяющем и однозначном воздействии техники и технологии на общество, на все его сферы и стороны. В этой связи можно говорить о техницистской и антитехницистской философии техники. Техницизм — мировоззренческая позиция, абсолютизирующая роль техники и технологии в общественном развитии, заявляющая об их самодостаточности и способности к саморазвитию, выражающая веру в безусловную благотворность их прогресса для человечества и человека, в автоматическое изменение общества под их воздействием. Другими словами, это техноцентризм, игнорирующий обратное воздействие самого общества на функционирование и развитие техники и технологии. Ему близки идеи сциентизма и технократии. Антитехницизм — позиция, выражающая критическое, негативное отношение к технике и технологии, рассматривающая технику как враждебную, чуждую, разрушительную и дегуманизированную силу. Антитехницизму близки идеи технофобии.

Технофобия как средство демонизации техники

Такая позиция выражает негативное отношение к технике: Технофобия зародилась в год рождения техники, и связано это было с возможностью использовать технику как во благо, так и во вред. Так и современная философия в технике отмечает как доброе, так и злое начало:

Технофобия - концептуальная установка, согласно которой техника проблема, которую в современной философии техники обычно обозначают как.

Первоначально формируется в философских и социологических концепциях, выражающих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воздействием все более могущественной техники и резкого усиления роли последней в социально-экономическом развитии Адорно, Маркузе, Мэмфорд, Эллюль и др. Во второй половине 20 в.

Труд становится желаемым, творчески активным. В-третьих, нужно создать поощрительные условия для становления этих базисных отраслей. В-пятых, необходимо постоянное обучение. В-шестых, следует кардинально изменить систему массового образования. Наконец, в-восьмых, необходимо обеспечить каждому минимальный гарантийных доход через семьи, школы, бизнес, другие возможные каналы. Сегодня человек стоит перед альтернативой:

В отличие от феноменальных описаний, используемых в философии техники как эмпирический материал, анализ сущности техники.

Технофобия как средство демонизации техники. Такая позиция выражает негативное отношение к технике: Технофобия зародилась в год рождения техники, и связано это было с возможностью использовать технику как во благо, так и во вред. Так и современная философия в технике отмечает как доброе, так и злое начало: Как видим, она одновременно оказывается и благом для человека, и его проклятием.

В средневековой Европе технофобия получает сильный импульс в виде фактически поощряемой церковью идеи о сатанинском происхождении технических новаций. Талантливые изобретатели, архитекторы-строители и другие люди, занятые подлинной творческой деятельностью, открыто или негласно обвинялись в сговоре с дьяволом, которому они якобы продавали свою душу. В эпоху первоначального накопления капитала в Европе технофобия приобретает новое измерение, которое можно охарактеризовать как социально-экономическое.

Цеховая форма организация труда, обычная в тот период, могла выжить, лишь оказав сопротивление техническому прогрессу, так как свободное развитие техники неминуемо привело бы к разрушению и ликвидации традиционного производства.

Что такое ТЕХНОфобия?

Техническое творчество на нынешнем этапе его развития тесно связано с особенностями современной инженерной деятельности. Три основные этапа развития инженерной деятельности и проектирования: Способность смело выбрать Достойную цель, даже если она считается нереальной и сделать ее главным вектором своей жизни 2. Способность видеть проблемы, решение которых необходимо и достаточно для достижение Достойной цели 3. Хорошая техника решения творческих задач 6. Виды системного проектирования системотехника и социотехническое проектирование.

Раскройте сущность технократизма и технофобии. Технократизм - концепция, согласно которой управлять обществом в интересах всех его членов.

Первоначально формируется в философских и соци-ологических концепциях, выражаю-щих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран пе-ред угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воз-действием все более могущественной техники и резкого усиления роли по-следней в социально-экономическом развитии Адорно, Маркузе, Мэмфорд, Эллюль и др. Фетишизация техники и ее возрастающих возмож-ностей, согласно Адорно, приводит к отчуждению и овеществлению че-ловека, и его бездуховности, в ре-зультате чего технологизация об-щества предстает как"неудавшаяся цивилизация".

Главная опасность безудержного технического прогрес-са, утверждает Эллюль, заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды че-ловеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружаю-щая нас среда предстает как"вселен-ная Машины", подчиняющая себе и самого человека. Поэтому в совре-менных условиях"техника — фактор порабощения человека". Это ставит в повестку дня не отказ от техники как таковой, а радикальное Тибетская"Книга мертвых" отвержение"идеологии техники", бездумного техницизма.

Во второй половине 20 в.

Философия науки и техники - технофобия

В группа ткачей впервые уничтожила машины, которыми их заменили на рабочих местах. К году разрушение машин стало настолько распространённым, что парламент назначил наказанием за это смертную казнь. Однако даже это не остановило волну вандализма. Они уничтожали ключевые части вязальных машин, нападали на склады комплектующих и подавали петиции о профессиональных правах, угрожая ещё более активными акциями.

Плохие урожаи и голодные бунты помогали их делу, сея беспокойство среди населения и привлекая им сторонников [2].

Философия повседневных вещей / Вячеслав Вячеславович. Корнев. – М.: ООО «Юнайтед не примитивная технофобия, но страх перед отчужденной.

Технофобия Технофобия от греч. Следовательно, все негативные стороны современной цивилизации, как, впрочем, и всего реального исторического процесса, по мнению технофобов, проистекают из сущности техники как некой демонической, антиестественной и враждебной человеку силы. Технофобия как идея представление , выражающая собой негативное отношение человека к технике, фактически зародилась вместе с самой техникой. Дело в том, что технику с самого начала можно было бы использовать как во благо, так и во вред человеку.

Поэтому люди всегда неоднозначно относились к ней и довольно противоречиво оценивали результаты технической деятельности. Они на протяжении всего технического века либо восхищались ею и преклонялись перед ней, либо же, напротив, экзистенциально боялись ее как чего-то зловещего и демонического.

Вы точно человек?

Она связана также с обнаружением того факта, что техника в широком смысле целенаправленные, методические действия по схеме не является абсолютным благом, так как техническое действие никогда не может быть"чистым" в достижении поставленной цели, а всегда имеет негативные побочные эффекты. Существуют также технические устройства напр. Мэмфорда, Адорно, Маркузе и др. Определения, значения слова в других словарях: Технофобия Философский словарь греч.

Школа философии. Рабочая программа дисциплины Философия науки ( философия . Технофобия. Технократическая концепция и.

Однако это всё было лишь намёком на технократические идеи, которые проявились только на определенной стадии общественного развития. Первую целостную концепцию о влиянии науки, производства и технических специалистов на социально-политическое развитие создал А. Приход к власти носителей научного знания рассматривался им как закономерный результат общественного развития. Управление обществом должно строиться на научных, рациональных методах, в результате применения которых, по его мнению, политика станет дополнением к науке о человеке.

Сен-Симона имеют место две важнейшие составляющие всех более поздних технократических концепций: Сен-Симона правомерно называть предтечей технократизма и первым его идеологом. Для того чтобы говорить о технократии, прежде всего было необходимо возникновение достаточно многочисленного слоя научно-технических специалистов.

А это произошло лишь во второй половине века с завершением промышленной революции в передовых странах, когда началось массовое применение машин в производстве, а затем и в других сферах. Машинная техника изменила повседневную жизнь человека, технизация все шире распространялась в индустриальном обществе сформировав особую форму культуры которая была названа Ж. Страх перед техническим прогрессом вообще. Не имеет отношения к фобиям в медицинском смысле. Впервые широко распространившись во время промышленной революции, технофобия наблюдается в различных сообществах по всему миру.

12.4. Технофобия как средство демонизации техники

Восприятие индивидом, группой, общностью отчужденного мира техники в качестве угрозы их бытию. Новый философский словарь греч. Первоначально формируется в философских и социологических концепциях, выражающих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воздействием все более могущественной техники и резкого усиления роли последней в социально-экономическом развитии Адорно, Маркузе, Мэмфорд, Эллюль и др.

Фетишизация техники и ее возрастающих возможностей, согласно Адорно, приводит к отчуждению и овеществлению человека, и его бездуховности, в результате чего технологизация общества предстает как"неудавшаяся цивилизация". Главная опасность безудержного технического прогресса, утверждает Эллюль, заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды человеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружающая нас среда предстает как"вселенная Машины", подчиняющая себе и самого человека.

Поэтому в современных условиях"техника - фактор порабощения человека".

на генезис технофобного подхода в философии техники и его преодоление в онтология техники; постав; демонизм техники; технофобия; философия.

Техницизм и технофобия Техницизм и технофобия Наука как социокультурный феномен. Роль науки в жизни общества. Научно-техническая революция как важнейший фактор общественного развития. Социальные и этические проблемы научно-технического прогресса. Техника как социальное явление. Наука играет очень важную роль в жизни современного человека и общества. Но развитие науки вызывает и всё большую тревогу самых широких слоёв населения. Особенно те её ветви, которые всё больше проникают в тайны жизни молекулярная биология, генетика и т.

Сама по себе наука представляет огромную социальную ценность.

Техника как социальное явление. Техницизм и технофобия.

Первоначально формируется в философских и социологических концепциях, выражающих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воздействием все более могущественной техники и резкого усиления роли последней в социально-экономическом развитии Адорно, Маркузе, Мэмфорд, Эллюль и др. Фетишизация техники и ее возрастающих возможностей, согласно Адорно, приводит к отчуждению и овеществлению человека, и его бездуховности, в результате чего технологизация общества предстает как"неудавшаяся цивилизация".

Главная опасность безудержного технического прогресса, утверждает Эллюль, заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды человеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружающая нас среда предстает как"вселенная Машины", подчиняющая себе и самого человека. Поэтому в современных условиях"техника - фактор порабощения человека".

Серия: Философия. Психология. Педагогика. – – Т. – № 3. – С. 83 –. Нестик А.Т. Технофобия: социально-психологические факторы.

Об авторе Технофобия"Человек - единственное существо, которое не хочет быть самим собой" - так охарактеризовал человеческую природу Альбер Камю. Сущая правда, и очень часто это человеческое качество сугубо позитивно, ибо, определяя нашу страсть к изменению самих себя, оно лежит в основе всякого социального прогресса. Но одновременно с этим это нежелание быть самим собой порождает порой уродливые аномалии самоидентификации, об одной из которых, исключительно распространенной, я и хотел бы поговорить в этом небольшом эссе.

Речь идет, как понятно из названия, о технофобии - болезненной неприязни к высоким технологиям и техническому прогрессу как таковому. Сложно сказать, когда именно впервые зародилось это мироощущение. Традиционно технофобию ассоциируют с луддизмом, представлявшим собой по сути реакцию ремесленников на промышленную революцию, которая, благодаря массовому внедрению машинного производства, резко снизила требования к квалификации и, следовательно, оплату труда работников.

Высококвалифицированные мастера-ремесленники, закономерно опасаясь за свои рабочие места, восприняли неожиданную конкуренцию со стороны автоматизированных производств как явную угрозу, чем и было обусловлено их открытое противодействие индустриализации: С этого момента такие акты вандализма учащались и стали настолько серьезной проблемой, что привели к введению смертной казни за намеренное уничтожение промышленных орудий производства.

Собственно термин"луддизм" появился в начале века и был связан с именем некоего Лудда - лидера группировки работников, выступавших против механизации труда. Казалось бы, налицо параллели между современными антитехнологическими настроениями и луддизмом прошлого: Но при этом налицо и качественная разница между классическим луддизмом, представлявшим собой не что иное, как форму конкурентной борьбы, и современной нам технофобией, которую, как это ни парадоксально, чаще всего исповедуют люди, активно пользующиеся плодами технического прогресса и, более того, даже и не помысляющие о том, чтобы всерьез от них отказаться.

Один из идеологов неолуддизма, Теодор Качинский, получив прекрасное математическое образование и степень доктора философии в Гарвардском университете, был одним из таких примечательных исключений. Его сложно обвинить в лицемерии, ибо он в полном соответствии с декларируемыми им взглядами удалился от мира, поселившись в необустроенную хижину без электричества и водопровода, взявшись развивать в себе навыки выживания в дикой природной среде.

Технофобия

Философия техники — это формирующийся раздел философской науки, основное содержание которого составляет философская рефлексия по поводу феномена техники. Таким образом, философия техники в основном сводится к вопросу о применении философии к технике, то есть к вопросу о том, как теоретические модели, закономерности всеобщего характера, методы, идеи, накопленные философией, обращаются на технику как на особый предмет исследования.

Истоки философии техники прослеживаются в трудах древних философов, но систематическое философское исследование феномена техники началось в лишь конце ХХ — начале ХХ в.

Какие проблемы поднимает философия техники 6. Разделяете вы мнение технофобов или, наоборот, верите в то, что научно-технический прогресс.

Узнайте, что означает слово - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание. Первоначально формируется в философских и социологических концепциях , выражающих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран перед угрозой дегуманизации общества , его духовного оскудения под воздействием все более могущественной техники и резкого усиления роли последней в социально-экономическом развитии Адорно, Маркузе, Мэмфорд, Эллюль и др.

Фетишизация техники и ее возрастающих возможностей , согласно Адорно, приводит к отчуждению и овеществлению человека, и его бездуховности, в результате чего технологизация общества предстает как"неудавшаяся цивилизация". Главная опасность безудержного технического прогресса , утверждает Эллюль, заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды человеку , техника сама становится средой, вследствие чего окружающая нас среда предстает как" вселенная Машины", подчиняющая себе и самого человека.

Поэтому в современных условиях"техника - фактор порабощения человека". Ото ставит в повестку дня не отказ от техники как таковой, а радикальное отвержение" идеологии техники", бездумного техницизма.

Проект Венера Жак Фреско