Личностные факторы, определяющие безопасность жизнедеятельности

Личностные факторы, определяющие безопасность жизнедеятельности Личностные факторы играют важную роль в формировании культуры безопасной деятельности человека. Неумение действовать в сложной ситуации и возникновение страха вынуждает человека вести себя неправильно, ставят его в положении жертвы чрезвычайных обстоятельств. Человек, наученный действовать в сложных ситуациях под воздействием страха, в состоянии адаптироваться к нему психологически, он чаще выходит победителем из экстремальной ситуации, при этом сохраняет способность оказывать помощь другим людям. Если ум и воля в какой-то степени подчинены человеку, то эмоции зачастую возникают и действуют на поведение непроизвольно, помимо воли и желаний. Можно предположить, что, воздействуя на психику человека специальными методами и средствами и формируя его ум и волю, можно научить его на сознательном уровне понимать и контролировать такую эмоцию, как страх. Что нужно знать и уметь делать человеку, чтобы уменьшить чувство страха, растерянности, приобрести уверенность, добиться комфортного состояния при неблагоприятной ситуации? Для этого необходимо знание отличительных особенностей, с одной стороны, личности, неспособной противостоять обстоятельствам, другими словами, личности типа жертвы, с другой — особенностей личности безопасного типа. Личность типа жертвы Личность типа жертвы принято называть виктимной личностью.

Основы здорового образа жизни, безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях

Записаться страхи Страх - это что? Под этим словом в науке понимается опасность, в результате которой человек подвергается угрозе потери жизни, нарушение привычной жизнедеятельности, а так же изменение идеалов, жизненных принципов и целей. При отсутствии такого механизма самосохранения человечество просто бы не выжило. Чувство страха есть у всех здоровых людей, оно может по разному проявлено и в разной мере выражено.

Вспомните экстремальные виды спорта, опасные профессии, не каждый сможет быть в экстремальных условиях и действовать адекватно обстоятельствам. Мы все разные, и чувство опасности обострено у нас в разной степени, в зависимости от врожденных и приобретенных особенностей человека.

по безопасности жизнедеятельности У неподготовленных психологически людей появляется чувство страха и стремление бежать из опасного места.

При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает порождает страх, т. Страх — это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека. Страх вызывает у человека неприятные ощущения — это негативное действие страха, но страх — это и сигнал, команда к индивидуальной или коллективной защите, так как главная цель, стоящая перед человеком — это остаться живым, продлить свое существование.

Следует учитывать, что наиболее частыми, значительными и динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность. Наибольшую опасность для человека представляют факторы, которые могут вызвать его гибель в результате различных агрессивных воздействий — это различные физические, химические, биологические факторы, высокие и низкие температуры, ионизирующие радиоактивные излучения.

Все эти факторы требуют различных способов защиты человека и группы людей, т. Групповое поведение людей в ЧС. Под групповым поведением людей в ЧС понимают поведение большинства лиц, входящих в группу и оказавшихся перед лицом внезапного и опасного происшествия или угрозы такого происшествия, которые затрагивают интересы всех людей. Это сопряжено с реальными или потенциальными материальными потерями, человеческими жертвами и характеризуется заметной дезорганизацией общественного порядка.

Групповое поведение людей связано с одним и тем же внешним событием и зависит от таких эмоциональных факторов, которые связаны с групповым умонастроением, а не с индивидуальными свойствами психики человека. Об этом говорит статистика катастроф, судьбы пострадавших, действия спасателей и поведение окружающего населения, которое само по себе не пострадало от действия чрезвычайных ситуаций.

Поведение людей в экстремальных ситуациях делится на две категории.

Основы здорового образа жизни, безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях 13 мая г. Страх и его значение в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека. Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы существованию индивида. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, побуждает искать пути ее избежания.

А страх как говорил древнегреческий философ Зенон, есть ожидание зла. безопасности жизнедеятельности) в Советском Союзе. Написано много.

В сенсорной памяти фиксируются энергетические и пространственные характеристики поступающих сигналов. Характеристика оперативной памяти изменяется под влиянием значительных физических нагрузок, экстремальных факторов и эмоциогенных воздействий. Долговременная память обеспечивает хранение информации в течение длительного времени часы, месяцы, годы.

Наибольший практический интерес представляет выяснение психологических причин несчастных случаев. Почему одни люди часто получают травмы, а другие — редко или никогда? Ответ на эти и многие подробные вопросы следует искать в человеческой психике.

Шлендер П.Э. Безопасность жизнедеятельности - файл 1.

Сообщение по ОБЖ на тему"Основы здорового образа жизни, безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. Страх и его значение в обеспечении безопасности жизнедеятельности человек. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает порождает страх, т.

испуг – сильное душевное потрясение, вызванное восприятием чего-либо неожиданного, особенно сильного воздействия на нервную систему. • страх .

Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы ощущения, восприятия, память и др. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности. При этом возникает состояние психической напряженности. Стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху т рудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей, запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления.

Деятельность в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью. Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях. Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими функциями, которые имущественно вовлечены в профессиональную деятельность и изменения которых наиболее выражены в благоприятных условиях. Интеллектуальное напряжение — напряжение, вызванное частым обращением к интеллектуальным процессам при формировании плана обслуживания, обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания.

Физическое воздействие страха на человека

А Спектр света и значение разного типа излучений Стихийные бедствия, крупные аварии и катастрофы, их трагические последствия вызывают у людей большую эмоциональную возбуждённость, требуют высокой морально - психологической стойкости, выдержки и решительности, готовности оказать помощь пострадавшим, спасти гибнущие материальные ценности. Тяжёлая картина разрушений и опустошений, непосредственная угроза жизни отрицательно воздействуют на психику человека.

В некоторых случаях могут нарушить процесс нормального мышления, ослабить или полностью исключить контроль над собой, что приводит к неоправданным и непредсказуемым действиям. Как правило, преодолению страха способствует, прежде всего, чувство личной ответственности, осознание значимости дела, которое делают. Опасность и риск для здоровья, важность выполняемых работ - всё это поднимает значимость совершаемого в собственных глазах и во мнении общества в целом.

У неподготовленных психологически, не закалённых людей появляется чувство страха и стремление убежать из опасного места, у других - психологический шок, сопровождаемый оцепенением мышц.

Законодательная база по охране жизни и здоровья детей: . зависит психологическая безопасность детей дошкольного возраста, ведь страх перед.

Управлять БЖД — это значит осознанно переводить объект из одного состояния опасное в другое менее опасное. Важнейшие принципы системного анализа сводятся к следующему: Формирование целей — наиболее сложная задача в управлении безопасностью. Цель следует рассматривать как иерархическое понятие. Она подразделяется на подцели, которые ранжируются по степени важности.

Предмет и задачи психологии безопасности как научной дисциплины. Психология — это наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека. По целям и задачам близка к инженерной психологии эргономика, возникшая в середине в. Психология безопасности, зародилась в начале в. Психология безопасности изучает психологические, т. Психические процессы и состояния.

Страх и его значение в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека

Защиты от влияния неблагоприятных факторов внешней среды; 2. Преодоления первоначальных психологических стрессов; 4. Удовлетворения жизненных потребностей водой, пищей и т. Анализ поведения людей в чрезвычайной ситуации авария самолета, кораблекрушение, пожар, наводнение и т. Несомненно, в такой классификации имеется некоторая условность, однако она помогает как-то систематизировать эти факторы, что облегчает рассмотрение взаимоотношений между внешней средой и человеком в условиях автономного существования.

Человек, лишенный болевой чувствительности, подвергается серьезной опасности, так как не может своевременно устранить угрожающий фактор.

Страх существует для обеспечения безопасности жизнедеятельности и предупреждения о опасности – это изначальная функция страха для человека.

Защита в чрезвычайных ситуациях, пожарная и радиационная защита Внешние и внутренние общегосударственные опасности Общество, нация Система безопасности страны, национальная безопасность Опасности неконтролируемой и неуправляемой общечеловеческой деятельности рост населения, оружие массового поражения, потепление климата и т. Человечество Техносфера Глобальная безопасность Из вышесказанного следует, что системы безопасности по объектам защиты, реально существующие в настоящее время, распадаются на следующие основные виды: Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы ощущения, восприятия, память и др.

Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности. При этом возникает состояние психической напряженности. Стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху т рудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей, запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления. Деятельность в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью.

Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях. Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими функциями, которые имущественно вовлечены в профессиональную деятельность и изменения которых наиболее выражены в благоприятных условиях. Интеллектуальное напряжение — напряжение, вызванное частым обращением к интеллектуальным процессам при формировании плана обслуживания, обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания.

Сенсорное напряжение — напряжение, вызванное оптимальными условиями деятельности сенсорных и перцептивных систем и возникающее в случае больших затруднений в восприятии необходимой информации. Монотония — напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями как к концентрации, так и к устойчивости внимания. Политония — напряжение, вызванное необходимостью переключений внимания, частых и в неожиданных направлениях.

Где живет наш страх? Тело и наш страх